Артроскопия (артроскопическая хирургия, англ. arthroscopy, arthroscopic surgery) — минимально инвазивная хирургическая манипуляция, осуществляемая в целях диагностики и/или лечения повреждений внутренней части сустава. Проводится с использованием артроскопа — разновидность эндоскопа, который вводится в сустав через микроразрез.

Артроскопические манипуляции могут выполняться как для диагностики, так и для лечения многих ортопедических заболеваний, включая «суставную мышь», разрыв поверхности хряща, разрыв передней крестообразной связки и удаление поврежденного хряща.

Преимущество артроскопии перед традиционной открытой хирургией в том, что сустав не открывается полностью. Вместо этого, например, в артроскопии коленного сустава, делаются только два маленьких отверстия — одно для ввода артроскопа, другое для хирургических инструментов, при помощи которых может быть произведено полное удаление коленной чашечки. Это сокращает процесс послеоперационного восстановления и увеличивает шанс успеха проведения операции, так как степень повреждения соединительных тканей намного ниже, чем в случае с открытой операцией. Это особенно удобно для профессиональных спортсменов, которые часто сталкиваются с повреждениями коленных суставов и при этом должны быстро восстанавливаться. Также после артроскопии рубцы остаются менее заметными, благодаря незначительной величине надрезов.

При артроскопии хирурги вводят в суставную полость ирригационную жидкость, которая используется для размежевания суставов и организации пространства для проведения операции. Хирургические инструменты, используемые в артоскопии, имеют меньший размер, чем традиционные. Врачи, наблюдая область сустава на видеомониторе, могут диагностировать и оперировать разрывы тканей сустава: связок, менисков и хрящей.

Технически возможно сделать артроскопическую диагностику почти любого сустава в организме человека. Чаще всего проводят артроскопию следующих суставов:

• Коленный сустав
  • Плечевой сустав
  • Локтевой сустав
  • Тазобедренный сустав
  • Голеностопный сустав

В клинике «DMC» артроскопические вмешательтва проводятся на немецком артроскопе «Tekna», который является лидером по качеству оптической продукции в мире, высококвалифированными специалистами прошедщими обучение в ведущих клиниках Южной Кореи, Германии, Англии и имеющими практический опыт реконструктивно-восстановительных операций на крупных суставах.

Показания для проведения артроскопии

• Повреждение менисков;
  • Повреждения крестообразных связок коленного сустава;
  • Воспалительные заболевания синовиальной оболочки;
  • Привычный вывих надколенника;
  • Повреждение и заболевание суставного хряща;
  • Повреждения и заболевание жирового тела – хроническая гиперплазия жирового тела (болезнь Гоффа);
  • Деформирующий артроз коленного сустава;
  • Неясная клиника при повреждении или заболевании сустава, которая не может в достаточной степени быть уточнена с помощью клинических и рентгенологических методов исследования;
  • Неясные жалобы после ранее выполненных оперативных вмешательств.

Какие артроскопические операции мы выполняем в нашем Центре:

• Артроскопическое удаление менисков;
  • Шов мениска;
  • Артроскопическая пластика передней и задней крестообразной связки;
  • Удаление хондромных тел;
  • Резекция синовиальных складок и жирового тела коленного сустава;
  • Санационная артроскопия коленного сустава при деформирующем артрозе;
  • Диагностическая артроскопия коленного сустава;
  • Артроскопическая стабилизация плечевого сустава при привычном вывихе плеча.

Артроскопическое удаление менисков, шов мениска

Цель операции состоит в том, чтобы как можно больше, насколько это возможно сохранить тело мениска. Решение относительно того, действительно ли делать попытку ушивания разрыва, основано на нескольких факторах, включая давность травмы, возраст пациента, стабильность колена, локализацию разрыва и его ориентацию. Разрыв с высоким шансом на успешное заживление – это свежий продольный разрыв в периферической трети мениска у молодого пациента. Дегенеративные процессы, разрывы со смещением, горизонтальные расслоения и сложные повреждения – слабые кандидаты на заживление. Молодые пациенты имеют большую вероятность успеха. Разрывы со смещением могут потребовать удаления оторвавшийся части мениска (менискэктомия).

Операция на менисках в современных клиниках делается путем артроскопии, которая выполняется через несколько небольших хирургических отверстий и занимает приблизительно 1 час. Хирург через эти отверстия вводит в полость сустава хирургические инструменты, в том числе маленькую видеокамеру которая позволяет видеть сустав изнутри.

Сроки реабилитации определяются врачом индивидуально. Пациенты, у которых был частично или полностью удален мениск должны приготовится к ходьбе на костылях в течение 4 – 7 дней. Небольшая опухоль может сохраняться в течение 3-6 недель. Через 4-6 недель, а может быть и раньше пациент сможет возвратиться к нормальной физической активности. Если было выполнено ушивание разрыва мениска, то костыли необходимо использовать значительно дольше (4-6 недель) и не давать нагрузку на травмированное колено, чтобы позволить мениску полностью зажить. По сравнению с устаревшей открытой хирургией колена и с большими хирургическими разрезами артроскопическая хирургия сводит к минимуму необходимые нарушения тканей, что, конечно, сильно сокращает время восстановления после операции и позволяют быстро вернуться к работе и спорту.

Артроскопическая пластика передней и задней крестообразной связки

Связка восстанавливается артроскопически из ткани пациента или донора с помощью имплантов-фиксаторов.

Артроскопическая стабилизация плечевого сустава при привычном вывихе плеча

Артроскопическая операция является вариантом лечения данной патологии, основным преимуществом которой является её малотравматичнсоть (капсула сустава повреждается на маленьких (7-9 мм) участках, необходимых для проведения специальных инструментов.

Суть артроскопических операций заключается в устранении (ушивании) того дефекта капсулы и суставной губы лопатки (а именно патология этих структур приводила к вывиху головки плечевой кости, а значит мы устраняем саму причину вывиха, в отличие от открытых стабилизирующих операций, где целью операции является создание из структур окружающих сустав некого препятствия на пути вывиха).
При правильном выполнении данной операции успех достигается в 95% случаев.

Тем не менее, артроскопическая операция при нестабильности плечевого сустава показана не всем. При определённых патологических изменениях суставной поверхности лопатки и капсулы сустава, изменении головки плечевой кости, с образованием значительных дефектов возникает необходимость открытых оперативных вмешательств, которые так же проводятся у нас в Центре.

НАШИ ВРАЧИ ОРТОПЕДЫ