Артроз голеностопного сустава – хроническое заболевание дегенеративно-дистрофического характера. В первую очередь поражается хрящ, со временем патологический процесс охватывает все ткани сустава: капсулу, синовиальную оболочку, кости, связки и прилегающие мышцы. Причиной развития может быть травма, нарушения развития, чрезмерные нагрузки, некоторые воспалительные заболевания и нарушения обменных процессов. В ряде случаев болезнь возникает без видимых причин. Проявляется ограничением движений и болями в суставе.

Артроз голеностопного сустава

Артроз имеет хроническое волнообразное течение с чередованием ремиссий и обострений, и постепенно прогрессирует. Женщины и мужчины страдают одинаково часто. Вероятность развития резко увеличивается с возрастом. Вместе с тем, специалисты отмечают, что болезнь «молодеет» – каждый третий случай артроза голеностопного сустава в настоящее время выявляется у лиц моложе 45 лет.

Артроз голеностопного сустава

Причины развития

Выделяют две группы артрозов: первичные и вторичные. Первичный артроз возникает без каких-либо видимых причин. Вторичный развивается под действием каких-то неблагоприятных факторов: травмы, воспаления и т. д. И в том, и в другом случае в основе лежит нарушение обменных процессов в хрящевой ткани.

Основные причины и предрасполагающие факторы развития вторичного артроза голеностопного сустава:

• Крупные травмы сустава (переломы лодыжек и таранной кости, надрывы и разрывы связок).
  • Постоянные микротравмы.
  • Излишний вес.
  • Операции на голеностопном суставе.
  • Чрезмерная нагрузка: слишком интенсивные занятия спортом, длительная ходьба или постоянное пребывание в положении стоя, обусловленные условиями труда и т.д.
  • Ношение обуви на каблуках.
  • Болезни и состояния, связанные с нарушением обмена веществ (сахарный диабет, подагра, псевдоподагра, недостаток эстрогенов в постменопаузе и т. д.).
  • Ревматические заболевания (СКВ, ревматоидный артрит).
  • Остеохондроз поясничного отдела позвоночника, межпозвонковые грыжи и другие состояния, которые сопровождаются ущемлением нервов и нарушением работы мышечного аппарата стопы и голени.

Реже причиной возникновения артроза становятся неспецифический гнойный артрит, артрит при специфических инфекциях (туберкулез, сифилис) и врожденные аномалии развития. Определенную роль в развитии артроза играют неблагоприятная экологическая обстановка и наследственная предрасположенность.

Механизм развития

В норме суставные поверхности гладкие, эластичные. Они беспрепятственно скользят друг относительно друга во время движений и обеспечивают эффективную амортизацию при нагрузке. В результате механического повреждения (травмы) или нарушения обменных процессов хрящ утрачивает гладкость, становится шершавым и неэластичным. Хрящи «трутся» при движениях и все больше травмируют друг друга, что приводит к усугублению патологических изменений. Из-за недостаточной амортизации избыточная нагрузка передается на подлежащую кость, и в ней тоже развиваются дегенеративно-дистрофические нарушения: кость деформируется и разрастается по краям суставной площадки.

Из-за вторичной травматизации и нарушения нормальной биомеханики сустава страдает не только хрящ и кость, но и окружающие ткани. Капсула сустава и синовиальная оболочка утолщаются, в связках и околосуставных мышцах формируются очаги фиброзного перерождения. Уменьшается способность сустава участвовать в движениях и выдерживать нагрузки. Сустав становится нестабильным, возникают контрактуры, прогрессирует болевой синдром. В тяжелых случаях суставные поверхности разрушаются, опорная функция конечности нарушается, движения становятся невозможными.

Симптомы артроза голеностопного сустава

Вначале возникает быстрая утомляемость и нерезкие боли после значительной нагрузки. В последующем болевой синдром становится более интенсивным. Боли появляются не только после нагрузки, но и в ночные часы. Постепенно формируется видимая деформация, объем движений в суставе уменьшается, при движениях слышен хруст. На поздних стадиях движения резко ограничиваются, опора затрудняется, при передвижении пациенты вынуждены пользоваться костылями либо тростью.

Отличительные особенности болевого синдрома и других симптомов при артрозе:

• Характерны стартовые боли, которые возникают после состояния покоя, а затем постепенно исчезают при движениях.
  • Отмечается усиление болей при нагрузке и быстрая утомляемость сустава.
  • При движениях может возникать хруст, скрип или щелчки.
  • Ночные боли обычно появляются под утро.
  • В период обострения область сустава может быть припухшей и покрасневшей.
  • Из-за нестабильности сустава пациент часто подворачивает ногу, возникают растяжения и надрывы связок.
  • Отмечается скованность и ограничение движений.
  • На поздних стадиях выявляется выраженная деформация сустава, голень иногда искривляется и принимает Х-образную или О-образную форму.

Диагностика артроза голеностопного сустава

Осмотр ортопеда

УЗИ голеностопного сустава

МРТ голеностопного сустава

Лечение артроза голеностопного сустава

Медикаментозная терапия

Физиотерапия: Магнитотерапия на стационарном итальянском аппарате «Magnetotherapy PMT QS».

Ультразвуковая терапия на ультразвуком аппарате «Sonoplus 490» (Голландия) обеспечивающий более глубокое проникновение лекарственных средств.

Высокотоновая терапия: Последняя разработка немецких ученых уникальный 2х канальный аппарат «Hi-Top 2 touch» (Германия).

Светотерапия аппаратом «Bioptron» (Швейцария) обладающий полихроматическим некогерентным эффектом создающий поляризованный свет.

Оксигенотерапия посредством пункции сустава.

Внутрисуставное введение хондропротекторов.

НАШИ ВРАЧИ ОРТОПЕДЫ