Что такое диффузный токсический зоб

Диффузный токсический зоб (болезнь Грейвса, базедова болезнь) – аутоиммунное заболевание, при котором вырабатываются антитела (группы специфических белков), повреждающие щитовидную железу и заставляющие ее вырабатывать слишком много тиреоидных гормонов.

Чаще всего диффузный токсический развивается у женщин (в

8 раз чаще, чем у мужчин). Пик манифестации – между 30 и 50 годами. Спровоцировать начало может беременность и менопауза. По статистике, диффузным токсическим зобом заболевает 1 из 100 человек.

Симптомы

При диффузном токсическом зобе имеются типичные признаки гипертиреоза и три характерных дополнительных симптома.

Вся железа работает с повышенной активностью, поэтому она очень сильно увеличивается, образуя выпячивание на шее (зоб). При этом заболевании часто наблюдаются пучеглазие (экзофтальм) и реже – припухлость кожи на голенях.

Пучеглазие объясняется отеком ретробульбарной клетчатки и возникает в дополнение к другим глазным изменениям, характерным для гипертиреоза. Кроме того, поражаются мышцы, которые обеспечивают движения глаз. Больному трудно перемещать взор и координировать глазные движения – от этого в глазах «двоится». Веки не смыкаются полностью, в результате чего глаза становятся более уязвимы – в них легко могут попасть инородные частицы; страдает и их увлажнение. Глазные симптомы иногда развиваются за несколько лет до появления других симптомов гипертиреоза и дают возможность ранней диагностики диффузного токсического зоба. В других случаях эти изменения возникают одновременно с другими проявлениями гипертиреоза. Глазные симптомы могут появляться или даже усугубляться после того, как секреция тиреоидных гормонов нормализована.

Также возникают сердечные симптомы: тахикардия, аритмия, гипертензия, развивается хроническая сердечная недостаточность.

К проявлениям со стороны нервной системы относятся: тремор, головная боль, раздражительность, слабость, тревога, бессонница, повышение сухожильных рефлексов.

У больных отмечается похудание, несмотря на полноценный рацион, часто развивается диарея, возможны тошнота и рвота.

Претибиальная микседема встречается у 3-5% больных. На голенях возникают отеки. Кожа в этих местах утолщается, становится твердой на ощупь; появляются зуд и краснота. Как и глазные симптомы, эти изменения могут начаться как до, так и после появления прочих симптомов гипертиреоза. Зуд и уплотнение кожи уменьшаются при применении кремов или мазей с кортикостероидами, часто исчезают сами собой без какого-либо лечения через несколько месяцев или лет.

Все симптомы: кожный зуд, выпячивание глазного яблока, безболезненное увеличение зоба.

НАШИ ВРАЧИ ЭНДОКРИНОЛОГИ