Инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) – состояние, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменение сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохранятются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения.

Инсульт является одной из лидирующих причин заболеваемости и смертности в мире. По степени распространенности инсульт является наиболее значимой причиной заболеваемости и длительной нетрудоспособности.

Распространённость инсультов в мире – 460-560 случаев на 100 тысяч населения в год. Частота вновь выявленных случае ОНМК колеблется от 100 до 200 тысяч населения в год.

Наряду с высокой смертностью, нарушения мозгового кровообращения являются ведущей причиной инвалидизации у взрослых, обусловливая до 80% частичной и до 10% полной нетрудоспособности.

В Узбекистане ежегодно регистрируется до 40 000 новых случаев инсульта, причём чаще он встречается у жителей села (Гафуров Б.Г.).

Основными причинами инсульта считаются:

• Гипертоническая болезнь и артериальная гипертензия
  • Сахарный диабет
  • Атеросклероз сосудов головного мозга
  • Заболевания сердца (нарушения ритма сердца – постоянная форма мерцательной аритмии, инфаркт миокарда в анамнезе)
  • Заболевания крови (эритремия, тромбофилии)
  • Врожденные и приобретённые аневризмы сосудов головного мозга
  • Интоксикации (злоупотребление препаратами амфетамин, кокаин), а также при лечении антикоагулянтными и фибринолитическими средствами
  • Воспалительные изменения мозговых сосудов, коллагенозы, амилоидная ангиопатия

Также к инсульту могут привести стрессы, длительное психоэмоциональное напряжение, курение, злоупотребление алкоголем, ожирение и т.д.

Существуют следующие типы инсультов: ишемический (когда ввиду определенных причин кровь не поступает к определённому участку мозга) и геморрагический (когда происходит кровоизлияние в определенные структуры мозга). Каждый из типов инсульта делится также на подтипы в зависимости от механизма возникновения и развития инсульта и его локализации.

Основные признаки инсульта:

• Резкая внезапная головная боль
  • Внезапно начавшееся и не прекращающееся головокружение
  • Тошнота, рвота
  • Изменение сознания (потеря сознания, неадекватное поведение и др.)
  • Нарушение речи
  • Уменьшение движений или полная утрата их в руке, ноге
  • При разговоре, улыбке заметна несимметричность лица
  • Внезапно возникшее уменьшение или утрата чувствительности в определенных частях тела (чаще в руке, ноге, лице)
  • Внезапное ухудшение зрения (выпадение половины поля зрения и др.)

Необходимо помнить, что выявление данных симптомов у пациента еще не может утверждать о наличии у пациента инсульта, но при их внезапном возникновении необходимо сразу обратиться к врачу, который сможет правильно интерпретировать выявленные симптомы у данного пациента.

При диагностике инсульта применяются различные методы, но основными являются МСКТ/МРТ головного мозга, которые в большинстве случаев показывают наличие или отсутствие очага в головном мозге, его размеры. Полученные данные помогают в постановке диагноза и определении дальнейшей тактики лечения.

Лечение инсульта вне зависимости от причины, типа, размера очага всегда должно проводиться в стационаре. И уже в стационаре, а затем после выписки пациента домой – и дома, – должна проводиться реабилитация больного после перенесенного инсульта. Целью реабилитации является скорейшее возвращение человека к обычной жизни или, при невозможности полного восстановления, адаптация его к утраченным функциям, социальная, психологическая помощь, повышение качества жизни пациента.

В DMClinic наряду с лечебно-диагностической помощью пациентам неврологического профиля осуществляется и реабилитация пациентов после инсульта. Особенностью реабилитации в нашей Клинике является её полноценность, комплексность, что обеспечивается дружной, налаженной работой мультидисциплинарной бригады. Наша цель – помочь пациентам скорее и как можно более полноценно вернуться к активной жизни, поддержка его в борьбе с этим недугом и предупреждение повторных сосудистых катастроф.

НАШИ ВРАЧИ НЕВРОЛОГИ