Кластерная головная боль (кластерная цефалгия, пучковая головная боль) – заболевание, сопровождающееся приступами интенсивных головных болей, локализующихся в области вокруг глаза, височной области, продолжающиеся в течение нескольких минут.

Раньше данное заболевание называли также красной мигренью, мигренозной невралгией Хортона, так как в патогенезе развития этих обоих заболеваний лежат схожие механизмы.

Для боли при кластерной цефалгии характерно следующее:

• Интенсивный, обжигающий, жгучий характер боли (сами больные описывают характер болей как «нестерпимые», «как раскалённым гвоздем в глаз»)
  • Односторонняя боль
  • Локализация боли преимущественно позади глазного яблока
  • Боли повторяются в течение дня группами (пучками, кластерами)
  • Часто боль возникает в одно и то же время суток у данного пациента
  • Боль возникает без предшественников
  • Боль часто сопровождается тошнотой, заложенностью носа с одной стороны, слезотечением, покраснением глаза
  • Продолжительность боли от 15 минут до 1,5 часов без приёма препаратов

Данное заболевание встречается довольно редко (около 1% популяции), причём у мужчин она встречается в 4-7 раз чаще, чем у женщин.

По течению различают эпизодическую и хроническую формы кластерной цефалгии. Для эпизодической цефалгии характерны ремиссии между обострениями длительностью более двух недель. Хроническая кластерная цефалгия сопровождается короткими ремиссиями (менее двух недель) или боли длятся в течение года без стихания.

Для постановки диагноза кластерной невралгии необходима консультация и осмотр невролога, который может правильно отличить различные головные боли друг от друга и от других заболеваний, протекающих со схожей симптоматикой.

НАШИ ВРАЧИ НЕВРОЛОГИ