Если обратится к анатомии задней части туловища, то необходимо отметить, что здесь имеются 256 мышц, 150 связок и 33 позвонка. И почти каждый из этих анатомических образований теоретически может быть источником болей в спине.

Если взять все боли в спине за 100%, то только в 10% из них причиной болей является сам позвоночник. Остальные 90% причин – это мышечно-связочный аппарат.

Доказано, что только в 10% случаев болей в спине причиной является позвоночник и его суставы, межпозвоночные диски. В остальных 90% случаев – причиной болей являются изменения в мышечно-связочном аппарате.

Факторы риска:

• Неудобная рабочая поза
  • Тяжелые физические нагрузки
  • Травма
  • Охлаждение, сквозняки
  • Злоупотребление алкоголем
  • Депрессия и стрессы
  • Профессиональные заболевания, связанные с воздействием высоких температур (в частности, в горячих цехах), лучевой энергии, резких колебаний температур, вибрации

Из всех перечисленных факторов необходимо выделить неудобную рабочую позу, неправильную осанку в положении сидя или стоя. Этот фактор в последнее время актуален ввиду всё большего нахождения человека в неактивном состоянии, сидя за телевизором, компьютером, ноутбуком, телефоном.  И, как правило, человек не замечает как долго и главное неправильно он сидит. Это создаёт предпосылки для чрезмерного напряжения одних мышц и связок и, наоборот, избыточного расслабления, растяжения других. Это ведет к появлению так называемых триггерных точек, раздражение которых ведет к появлению болей. Это явление носит название миофасциального синдрома.

Тяжелые физические нагрузки, особенно внезапные, резкие, могут привести как к рефлекторному спазму мышц, а, следовательно, и боли, так и могут служить причиной растяжения связок, мышц, нестабильности позвоночно-двигательного сегмента.

Травма часто является причиной возникновения острых болей в спине, возникших непосредственно после травмы. Необходимо исключать в этих случаях как переломы позвонков, так и их листез (смещение позвонков относительно друг друга в различных плоскостях).

Переохлаждение часто является причиной более поверхностно расположенных болей (так называемый нейромиозит).

Злоупотребление алкоголем является фактором риска появления болей в спине ввиду ухудшения координации, снижения критики и повышения риска травмы в состоянии опьянения.

Депрессия и стрессовые факторы являются причиной хронических болей в спине, а также предрасполагают к хронизации острых болей.

Необходимо отметить, что, конечно же, причиной болей в спине могут быть не только выше перечисленные состояния. Существует целый ряд других причин:

1. Заболевания внутренних органов (заболевания сердца, легких)
  2. Заболевания желудка и кишечника, органов малого таза
  3. Заболевания прямой кишки
  4. Опухоли позвоночника
  5. Болезнь Бехтерева

Существуют так называемые «красные флажки» – «симптомы угрозы» болей в спине:

• начало стойкой боли в спине в возрасте до 15 и после 50 лет;
  • немеханический характер боли (боли не уменьшаются в покое, в положении лежа, в определенных позах);
  • связь боли с травмой;
  • постепенное усиление болей;
  • наличие онкологии в анамнезе;
  • возникновение боли на фоне лихорадки, снижения массы тела;
  • жалобы на длительную скованность по утрам;
  • симптомы поражения спинного мозга (параличи, тазовые нарушения, расстройства чувствительности);
  • изменения в анализах мочи, крови.

При выявлении  хотя бы одного или нескольких из них необходимо срочно обратиться к врачу, так как эти симптомы могут быть при довольно серьёзных заболеваниях, лечение которых должно начинаться вовремя и быть адекватным.

В любом случае, при появлении болей в спине, особенно не проходящих после отдыха, приёма препаратов, необходимо обращаться к врачу. Причём в первую очередь к терапевту, который проанализировав ситуацию, может направить к необходимому узкому специалисту и назначить необходимые дополнительные методы исследования.

НАШИ ВРАЧИ НЕВРОЛОГИ