Медицинскую реабилитацию больных, особенно пожилого возраста, желательно начинать в предоперационном периоде для ранней активизации после эндопротезирования.

У больных с коксартрозом функциональное состояние больной конечности существенно снижено. Наличие болевого синдрома заставляет щадить конечность, что сопровождается гипотрофией мышц и перераспределением их тонуса. Такое состояние мышц сказывается на трофике всех тканей тазобедренного сустава. Эти изменения нарушают биомеханику ходьбы, увеличивают нагрузку на позвоночник, вызывая в нем вторичные патологические изменения. Перераспределение мышечного тонуса приводит к формированию и закреплению патологического двигательного стереотипа.

Медицинская реабилитация в предоперационном периоде при эндопротезировании суставов способствуют улучшению трофики тканей и укреплению мышц контралатеральной конечности, на которую после операции будет приходиться повышенная нагрузка.

Продолжительность медицинской реабилитации в предоперационном периода – 5 дней. В ряде случаев (при наличии двухстороннего деформирующего коксартроза, выраженной контрактуры суставов, атрофии мышц нижних конечностей, вторичных патологических изменений в позвоночнике) пациенты до операции нуждаются в более длительном проведении восстановительных мероприятий с использованием различных методик ЛФК, массажа, физиотерапии – 10 дней.

Цель программы:

• комплексная оценка состояния больных, которым предстоит эндопротезирование;
  • обучение пациента ходьбе без опоры на оперированную конечность с использованием дополнительных средств опоры (костыли, трость);
  • освоение навыков повседневной активности (присаживание и вставание с правильным распределением веса тела, пересаживание с кровати на стул и т.д.);
  • обучение правильному глубокому диафрагмальному дыханию, откашливанию для профилактики рисков осложнений со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • массаж ног для улучшения кровообращения и обменных процессов в мышцах;
  • электростимуляция для укрепления мышц ног;
  • рекомендации по снижению веса и здоровому образу жизни.

Продолжительность программы: 5 или 10 дней.

Программа медицинской реабилитации в предоперационном периоде:

1. Круглосуточное наблюдение пациента – медицинский пост.

2. Лечащий врач пациента – ортопед.

3. План обследования (сроки определяются индивидуально в начале и в конце лечения):
– Лабораторные исследования (анализы крови развернутый), общий анализ мочи,
– ЭКГ;
– электромиография мышц ног;
– полисомнография.

4. Консультации врачей-специалистов, членов реабилитационной команды: ортопеда, физиотерапевта, кардиолога, психолога, специалиста ЛФК.

5. Лечебные процедуры: лечебная гимнастика, массаж ручной, БОС терапия (Россия), HiToP – высокотоновая терапия (Германия), кинезитерапия по методике Бубновского (Россия).

План обследования и лечения составляется индивидуально лечащим врачом, возможны изменения и корректировки.

НАШ ВРАЧ КИНЕЗИТЕРАПЕВТ